Билл Гейтс о новой книге - Что делать, если людям будет нечем заняться?


Провокационная новая книга Юваля Харари "Homo Deus", поднимает большие вопросы о будущем.

Что придает нашей жизни смысл? А что, если однажды все, что придает нам смысл, исчезнет—что бы мы тогда делали?

Я все еще думаю об этих весомых вопросах после того, как закончил "Homo Deus", провокационную новую книгу Юваля Ноа Харари.

Нам с Мелиндой очень понравилась предыдущая книга Харари "Сапиенс", в которой он пытается объяснить, как наш вид стал доминировать на Земле. Это вызвало разговоры за нашим обеденным столом в течение нескольких недель после того, как мы оба прочитали его. Поэтому, когда Homo Deus вышел в начале этого года, я схватил копию и позаботился о том, чтобы взять ее с собой в наш последний отпуск.

Я рад, что сделал. Новая книга Харари так же сложна и читабельна, как Сапиенс. Вместо того, чтобы оглядываться назад, как это делает Sapiens, он смотрит в будущее. Я не согласен со всем, что говорит автор, но он написал вдумчивый взгляд на то, что может быть в магазине для человечества.

Homo Deus утверждает, что принципы, которые организовали общество, претерпят огромный сдвиг в 21-м век, с серьезными последствиями для жизни, как мы ее знаем. До сих пор то, что сформировало общество—то, чем мы себя измеряем,—было некоторой комбинацией религиозных правил о том, как жить хорошей жизнью, и более земных целей, таких как избавление от болезней, голода и войны. Мы организовались для удовлетворения основных потребностей человека: быть счастливым, здоровым и контролировать окружающую среду вокруг нас. Доведя эти цели до логического завершения, Харари говорит, что люди стремятся к “блаженству, бессмертию и божественности”.

Каким был бы мир, если бы мы действительно достигли этих целей? Это не совсем досужие домыслы. Война и насилие находятся на исторических минимумах и все еще снижаются. Достижения в области науки и техники помогут людям жить намного дольше и пройти долгий путь к прекращению болезней и голода.

Вот самая провокационная идея Харари: как бы хорошо это ни звучало, достижение мечты о блаженстве, бессмертии и божественности может стать плохой новостью для человечества. Он предвидит потенциальное будущее, в котором небольшое число элит модернизирует себя с помощью биотехнологий и генной инженерии, оставляя массы позади и создавая богоподобные виды в названии книги; где искусственный интеллект “знает нас лучше, чем мы знаем себя”; и где эти богоподобные элиты и суперинтеллектуальные роботы учитывают все остальное о том, что человечество будет лишним.

Харари проделывает большую работу, показывая, как мы можем прийти к этому мрачному будущему. Но я более оптимистичен, чем он, что это будущее не предопределено.

Он утверждает, что прогресс человечества к блаженству, бессмертию и божественности неизбежно будет неравным—некоторые люди прыгнут вперед, в то время как многие другие останутся позади. Я согласен, что по мере ускорения инноваций они автоматически не приносят пользы всем. Частный рынок, в частности, обслуживает потребности людей с деньгами и, предоставленный самому себе, часто упускает из виду потребности бедных. Но мы можем работать, чтобы закрыть этот пробел и сократить время, необходимое для распространения инноваций. Например, раньше требовались десятилетия, чтобы вакцины, разработанные в богатом мире, достигли бедных. Теперь—благодаря усилиям фармацевтических компаний, фондов и правительств—есть случаи, когда это время задержки составляет менее года. Мы должны попытаться сократить разрыв еще больше, но главное ясно: неравенство не является неизбежным.

Кроме того, на мой взгляд, сценарий захвата роботов-не самый интересный вариант для размышлений. Это правда, что по мере того, как искусственный интеллект становится все более мощным, мы должны следить за тем, чтобы он служил человечеству, а не наоборот. Но это инженерная проблема—то, что можно назвать проблемой управления. И говорить об этом особо нечего, поскольку технологии, о которой идет речь, еще не существует.

Меня больше интересует то, что вы можете назвать проблемой цели. Предположим, мы сохраняем контроль. Что, если мы решим большие проблемы, такие как голод и болезни, и мир станет более мирным: какая цель будет у людей тогда? Какие проблемы мы будем вдохновлены решать?

В этой версии будущего наше самое большое беспокойство-это не атака мятежных роботов, а отсутствие цели.

“Что, если каждому ребенку на Земле будет гарантирована счастливая, здоровая жизнь? Как это изменит роль родителей?”

Я думаю об этом вопросе с точки зрения моей собственной жизни. Моя семья дает мне цель жизни—быть хорошим мужем, отцом и другом. Как и каждый родитель, я хочу, чтобы мои дети вели счастливую, здоровую, полноценную жизнь. Но что, если бы такая жизнь была гарантирована каждому ребенку на Земле? Как это изменит роль родителей?

Харари делает лучшую работу, которую я видел, объясняя проблему цели. И он заслуживает похвалы за то, что отважился ответить на него. Он предполагает, что поиск новой цели требует от нас разработки новой религии—используя это слово в гораздо более широком смысле, чем большинство людей, что-то вроде “организующих принципов, которые направляют нашу жизнь”.

К сожалению, я не был удовлетворен его ответом на вопрос о цели. (Честно говоря, я не был удовлетворен ответами, которые я видел у других умных мыслителей, таких как Рэй Курцвейл и Ник Бостром, или моими собственными ответами.) В заключительном разделе книги Харари рассказывает о религии, которую он называет датаизмом, в которой величайшее моральное благо-увеличить поток информации. Датаизм “не имеет ничего против человеческого опыта”, - пишет он. “Он просто не думает, что у них есть внутренняя ценность”. Проблема в том, что дейтаизм на самом деле не помогает организовать жизнь людей, потому что он не учитывает тот факт, что люди всегда будут иметь социальные потребности. Даже в мире без войн, голода и болезней мы все равно будем ценить помощь, взаимодействие и заботу друг о друге.

Но не позволяйте неудовлетворительному выводу отговорить вас от чтения Homo Deus. Это очень увлекательная книга с множеством стимулирующих идей и не много жаргона. Это заставляет вас думать о будущем, что является еще одним способом сказать, что это заставляет вас думать о настоящем. Я рекомендовал его Мелинде, и она читает его, когда я пишу этот обзор. Я не могу дождаться, чтобы поговорить с ней об этом за ужином.

По материалам https://www.gatesnotes.com/Books/Homo-Deus


Комментарии

Популярные сообщения